Skype v1.0 Идеология и
стратегия Skype просто
блестящие: бесплатные утилита-клиент и голосовая связь, нулевые вложения в
инфраструктуру, получение прибыли от продажи вспомогательных и опциональных
сервисов. На первый взгляд, удивительно, но если присмотреться поближе,
становится ясно, что мы имеем дело с калькой P2P-концепции в области
IP-телефонии (VoIP, или Voice over Internet Protocol). Как и в случае с
системами обмена файлами, Skype полагается на одноранговую сеть
пользователей, которые выполняют роль добровольных маршрутизаторов
сообщений.
В отличие от централизованных сервисов, предлагаемых, в частности, Microsoft
(MSN Messenger), AOL (ICQ Phone) и Net2Phone, новинка не требует для своей
нормальной работы мощной базовой инфраструктуры. А ведь именно топология
типа "Все дороги ведут в Рим" вызывает проблемы с доступностью сервиса и
пропускной способностью, присущие практически любой системе передачи
мгновенных сообщений. Недаром Microsoft добавила к MSN Messenger специальную
функцию, позволяющую пользователю проверить текущее состояние и загрузку
обслуживающих серверов.
Большие инвестиции предполагают возврат вложений: дорогие вычислительные
центры являются причиной появления исключительно платных услуг. Основатели
компании Skype пошли иным путем, уже знакомым им: путем минимизации
первоначальных затрат. Ведь именно Янус Фриис (Janus Friis) и Никлас
Ценнстрём (Niklas Zennstrom) -- те самые знаменитые шведы, разработавшие
сеть Peer-to-Peer Kazaa. Напомним, что ее участники обмениваются файлами без
вмешательства третьей силы в лице централизованного сервера каталогов. Чтобы
получить необходимый файл, его приходится искать в динамически
реконфигурируемой сети.
Бизнес-план нового предприятия родился, когда летом 2002 г. после деловой
встречи наши герои прогуливались в одном из парков Копенгагена. К тому
времени Kazaa уже был продан Sharman Networks, и стоило подумать, чем же
заняться дальше. Фриис и Ценнстрём решили применить знакомую концепцию
P2P-сетей к IP-телефонии, и результат оказался неожиданным и интересным. Эта
индустрия, которой некогда предсказывали бурное развитие, застопорилась
где-то посередине между успехом и небытием. Возможно, внутрикорпоративные
системы и функционируют успешно, но публичные сервисы развиваются довольно
медленно.
По мнению героев нашего повествования, беда VoIP заключается в необходимости
серьезных инвестиций в "средства производства", что делает стиль бизнеса
IP-телефонной компании и обыкновенной телекоммуникационной организации столь
похожим. В Internet же свято верят в культ бесплатного: слово "FREE" в
заголовке Web-страницы является лучшей рекламой на просторах WWW.
Доказательство тому 7,5 млн. копий клиента сети Skype, загруженных с
Web-сервера компании за последние несколько месяцев..
Технические сложности
Наибольшую проблему в P2P-сети представляет задача ведения единого
каталога пользователей. Число узлов и их состав постоянно меняются, и чтобы
информация о том, что кто-то из ваших друзей вошел в сеть, поступала на ваш
ПК, необходимо время, время и еще раз время. Один из пунктов FAQ,
опубликованного на Web-страничке Skype, посвящен разъяснению вопросов,
касающихся низкой скорости обновления статуса (в сети/не в сети). На то,
чтобы ваш узел получил обновленную информацию о статусе другого узла, может
потребоваться несколько минут. Кроме того, регистрационная информация
пользователя хранится в сети не более трех дней с момента последнего входа в
нее. Это не ICQ, где и через год ваша учетная запись -- это всегда ваша
учетная запись.
Создавая Skype, Фриис и Ценнстрём основывались на опыте написания движка
FastTrack, послужившего базовой платформой для Kazaa. Специфика файловой
P2P-архитектуры выражается в необязательности хранения на вашем узле
информации обо всех копиях требуемого документа. Достаточно отыскать парочку
ссылок для надежности, и можно начинать загрузку. Принципиальным
отличительным элементом новой технологии (3G P2P) является GI, или Global
Index. С его помощью каждый пользователь за небольшой промежуток времени в
состоянии собрать информацию обо всех активных абонентах сети.
Другую традиционную проблему IP-телефонии -- брандмауэры и подсети с
трансляцией адресов -- Skype так или иначе успешно преодолевает (в отличие
от конкурирующих систем). Чтобы обеспечить нормальное функционирование
множества клиентов в сети с трансляцией адресов для каждого соединения,
случайным образом выбирается порт с номером более 1024. Предусмотрена и
ситуация, когда внешний по отношению к подсети с трансляцией адресов узел
может исполнять роль маршрутизатора.
К числу преимуществ Skype следует отнести классическое свойство
P2P-архитектуры -- самодостаточность. В то время как централизованную
систему приходится обновлять и модернизировать по мере роста числа клиентов,
ресурсы P2P-сети автоматически увеличиваются с подключением новых
участников. Безопасность связи, осуществляемой при прямом участии множества
частных посредников, достигается за счет шифрации потоков данных по
алгоритму AES.
В настоящий момент система обеспечивает лишь минимальную функциональность,
необходимую для того, чтобы сделать звонок. Это полностью согласуется с
концепцией бесплатности, но, тем не менее, программа развивается, и наиболее
яркое нововведение, появившееся за недолгий период публичного ее
существования, -- конференц-связь. Одновременно "на линии" могут
разговаривать до 5 человек. При этом компьютер инициатора конференции берет
на себя обязанности коммутатора, что выдвигает определенные требования к
пропускной способности и другим характеристикам подключения к сети.
Теперь о качестве: для нормальной работы Skype необходима пропускная
способность от 3 до 16 KBps, т. е., грубо говоря, соединение
производительностью от 30 до 160 Kbps. Нижняя планка позволяет авторам
системы включить в перечень требуемого базового оборудования обычные
аналоговые модемы. Все будет хорошо, если на линии нет помех и данные
проходят равномерно, а латентность минимальна, но, честно говоря, даже 30
Kbps -- недостижимая цифра для многих отечественных линий. Без сомнения,
Skype -- это дитя кабельного Internet, о повсеместном применении которого
западными потребителями уже так долго говорят.
Еще один минус -- одноплатформенность. Сегодня, чтобы воспользоваться
бесплатной телефонией, необходимо установить на свой ПК Windows XP или
Windows 2000. Также следует учесть, что в данный момент программа находится
на стадии отладки и в ней отсутствуют такие полезные вещи, как поддержка
прокси-серверов и брандмауэров с авторизацией.
Первые впечатления
Несколько минут -- и 6,5 МВ программного кода клиента Skype оказались
во временной папке на моем компьютере. Инсталляция заняла еще около минуты.
Чтобы ознакомиться и освоиться с интерфейсом, достаточно было одного
взгляда. Оформление окна, пункты меню и возможности управления контактами
практически идентичны таковым у любой среднестатистической программы обмена
мгновенными сообщениями. Так же, как общие черты прослеживаются у MSN
Messenger и AOL ICQ, так и Skype похожа на еще один коммуникатор.
Внешность бывает обманчива, однако не в этом случае. Утилита не только
напоминает ICQ, но и позволяет обмениваться текстовыми сообщениями. Если под
рукой нет микрофона или необходимо дать точные сведения (Web-адрес, цитату,
цифровые данные), вы можете отсылать свои реплики с помощью клавиатуры.
Аналогично другим средствам обмена мгновенными сообщениями пользователь
самостоятельно определяет свой статус: занят, не беспокоить, отсутствует. В
окошке отображается список ваших контактов, а если таковых еще нет, то можно
поискать их в сети: при установке Skype надо заполнить небольшую анкету,
облегчающую вашу идентификацию другими абонентами. Есть функция блокирования
надоедливых собеседников, работает процедура авторизации.
Качество связи, судя по отзывам и собственному опыту, великолепное.
Отечественная стационарная и мобильная телефонные сети в этом смысле не
конкуренты шведской программе. Единственное, что может огорчать, --
небольшое количество активных пользователей. В те дни, когда я подключался,
их общее число не превышало 200 тыс. человек.
Skype -- великолепное средство корпоративной связи, особенно когда
необходимо организовать дешевую VoIP-систему в рамках территориально
распределенного офиса. Конечно, позвонить в город с помощью такой программы
не удастся -- это минус, но снятие с повестки дня вопросов о покупке новой
офисной АТС, прокладке телефонного кабеля и приобретении телефонных
аппаратов -- большой плюс. Также P2P-телефония -- идеальный вариант
сверхдешевой международной связи для интернациональных компаний или фирм,
постоянно взаимодействующих с узким кругом зарубежных партнеров. Известен
пример технологически передовой иностранной фирмы, которая, установив Skype
в украинском и голландском офисах, возвела бета-версию программы в ранг
"корпоративного стандарта" для голосовых коммуникаций.
|